Рулевой Механизм Газ 53. Газ 53 рулевой механизм
ГазГаз 53 рулевой механизм
Какое назначение рулевого управления на автомобиле?
Рулевое управление – совокупность механизмов автомобиля, обеспечивающих его движение по заданному водителем направлению автомобиля путем поворота управляемых колес. Поворот колес должен осуществляться вокруг одного центра, находящегося в точке пересечения осей всех колес, повернутых на заданный угол, и называемого центром поворота. Только при этом условии колеса будут катиться без проскальзывания. На автомобилях отечественного производства рулевое колесо устанавливается с левой стороны, так как в нашей стране принято правостороннее движение и это обеспечивает водителю лучшую обзорность.
Как устроено и работает рулевое управление автомобиля ГАЗ-53А?
Рулевое управление автомобиля ГАЗ-5ЗА (рис.139, а) состоит из рулевого механизма (типа глобоидальный червяк – трехгребневой ролик) и рулевого привода. Рулевой механизм 1 расположен в картере 10, закрепленном на раме автомобиля. В картере на валу 2 на роликовых конических подшипниках 15 установлен глобоидальный червяк 14.
На втором конце этого вала имеется рулевое колесо 4, находящееся в кабине. Вал проходит в рулевой колонке 3. С червяком в постоянном зацеплении находится трехгребневой ролик 12, установленный на игольчатых подшипниках на оси 13, закрепленной на валу 11 сошки.
Картер через маслозаливное отверстие 16 заполняется жидким трансмиссионным маслом и закрывается пробкой.
Рис.139. Рулевое управление автомобиля ГАЗ-53А:а – общее устройство; б – рулевой механизм.
Рулевой привод состоит из рулевой сошки 5, жестко смонтированной на валу 11. Вторым концом сошка с помощью шарового пальца соединяется с продольной рулевой тягой 6, а она своим вторым концом шарнирно с верхним рычагом 7 поворотной цапфы. К этой же цапфе и цапфе правого колеса жестко крепятся нижние поворотные рычаги 9, шарнирно соединенные с поперечной рулевой тягой 8 с резьбовыми наконечниками, имеющими правую и левую резьбу для регулирования схождения колес.
Работает рулевое управление так. При вращении рулевого колеса червяк 14 поворачивает ролик 12, а так как ось 13 ролика жестко закреплена на валу 11 сошки, то поворачивается и вал сошки, а вместе с ним и сошка 5, передавая усилия через продольную рулевую тягу 6 на верхний поворотный рычаг 7. Левое колесо поворачивается в ту или другую сторону. Одновременно усилие передается через нижние поворотные рычаги и поперечную рулевую тягу на правое колесо. Оба колеса поворачиваются на заданный угол, причем угол поворота внутреннего колеса будет большим, чем наружного.
***Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Передний мост и рулевое управление автомобиля»
автомобиль, вал, колесо, механизм, ролик, рулевой, сошка, тяга, управление, червяк
avtomobil-1.ru
Рулевое управление автомобиля ГАЗ-53А
Какое назначение рулевого управления на автомобиле?
Рулевое управление – совокупность механизмов автомобиля, обеспечивающих его движение по заданному водителем направлению автомобиля путем поворота управляемых колес. Поворот колес должен осуществляться вокруг одного центра, находящегося в точке пересечения осей всех колес, повернутых на заданный угол, и называемого центром поворота. Только при этом условии колеса будут катиться без проскальзывания. На автомобилях отечественного производства рулевое колесо устанавливается с левой стороны, так как в нашей стране принято правостороннее движение и это обеспечивает водителю лучшую обзорность.
Как устроено и работает рулевое управление автомобиля ГАЗ-53А?
Рулевое управление автомобиля ГАЗ-5ЗА (рис.139, а) состоит из рулевого механизма (типа глобоидальный червяк – трехгребневой ролик) и рулевого привода. Рулевой механизм 1 расположен в картере 10, закрепленном на раме автомобиля. В картере на валу 2 на роликовых конических подшипниках 15 установлен глобоидальный червяк 14.
На втором конце этого вала имеется рулевое колесо 4, находящееся в кабине. Вал проходит в рулевой колонке 3. С червяком в постоянном зацеплении находится трехгребневой ролик 12, установленный на игольчатых подшипниках на оси 13, закрепленной на валу 11 сошки.
Картер через маслозаливное отверстие 16 заполняется жидким трансмиссионным маслом и закрывается пробкой.
Рис.139. Рулевое управление автомобиля ГАЗ-53А: а – общее устройство; б – рулевой механизм.
Рулевой привод состоит из рулевой сошки 5, жестко смонтированной на валу 11. Вторым концом сошка с помощью шарового пальца соединяется с продольной рулевой тягой 6, а она своим вторым концом шарнирно с верхним рычагом 7 поворотной цапфы. К этой же цапфе и цапфе правого колеса жестко крепятся нижние поворотные рычаги 9, шарнирно соединенные с поперечной рулевой тягой 8 с резьбовыми наконечниками, имеющими правую и левую резьбу для регулирования схождения колес.
Более подробно на: avtomobil-1.ru
Рулевое управление ГАЗ 51, 52, 53, 66
Рулевое управление ГАЗ
Устройство рулевого механизма ГАЗ. Червяк рулевого механизма ГАЗ напрессован на пустотелый вал и установлен на двух конических роликоподшипниках. Внутренними рабочими поверхностями подшипников служат конические поверхности концов червяка.Обойма верхнего подшипника запрессована в горловину картера до упора и бурт верхней крышки.
Обойма нижнего подшипника имеет скользящую посадку, позволяющую за счет прокладок регулировать преднатяг в подшипниках червяка.Под верхнюю крышку рулевою механизма ГАЗ-53 установлена одна уплотнительная прокладка.
Вал сошки 8, в пазу которого смонтирован трехгребневый ролик, вращается в двух подшипниках: в бронзовой втулке 6, запрессованной в картер рулевого механизма ГАЗ-53, и в цилиндрическом роликовом подшипнике, установленном в боковой крышке. В месте выхода из картера сошки расположен сальник.
На мелкие конические шлицы вала сошки установлена сошка, плотная посадка которой достигается затягиванием гайкой моментом 100 — 140 Нм. Правильность угловой установки сошки достигается наличием в ней четырех сдвоенных шлицев и соответствующих им впадин на валу.
Угол поворота вала рулевой сошки ГАЗ-53 от среднего положения до любого крайнего положения составляет 45° и ограничивается упором ролика в выступы картера рулевого механизма.Но на автомобиле угол поворота вала сошки несколько меньше (имеется запас хода сошки), так как максимальный поворот управляемых колес определяется упором в балку передней оси болта-ограничителя, ввернутого в рычаги рулевой трапеции.
Рабочая пара рулевого механизма ГАЗ-53 имеет зацепление с переменным зазором. При положении ролика, соответствующем движению автомобиля по прямой, зазор в зацеплении практически равен нулю.
По мере поворота рулевого колеса ГАЗ-53 в ту или другую сторону зазор постепенно увеличивается. В крайних положениях ролика зазор имеет наибольшее значение. Отсутствие зазора в зацеплении пары при движении по прямой позволяет водителю хорошо «чувствовать дорогу».Увеличенный зазор в зацеплении при повернутом положении ролика обеспечивает возможность регулировки зацепления пары по мере ее износа.
Наиболее сильно изнашивается червяк в средней части (что соответствует движению автомобиля по прямой) и в значительно меньшей степени изнашиваются его крайние витки.Поэтому в случае устранения путем регулировки зазора в средней части неизбежно появился бы натяг при повернутых положениях ролика, если бы конструкцией не был предусмотрен увеличенный зазор в зацеплении при повернутом положении ролика. Натяг в зацеплении привел бы к потере самовозврата колес в нейтральное положение и к преждевременному выходу из строя.
Зацепление пары рулевого управления ГАЗ-53 регулируют регулировочным винтом, ввернутым в боковую крышку картера. В паз винта плотно входит цилиндрический хвостовик вала сошки. При вращении винта вал рулевой сошки ГАЗ-53 вместе с роликом перемещается относительно червяка.Так как ось ролика смещена относительно плоскости, проходящей через ось червяка в перпендикулярной к оси вала сошки, то при перемещении вала сошки будет меняться расстояние между осями ролика и червяка, чем и достигается регулировка зазора в зацеплении рабочей пары.
Регулировочный винт фиксируется стопорной шайбой, штифтом и гайкой, навернутой на винт.Рулевой вал ГАЗ-53 заключен в трубу (рулевую колонку), нижний конец которой надет на верхнюю крышку картера и закреплен стяжным хомутом. В верхней части рулевой колонки ГАЗ-53 установлен радиально-упорный шарикоподшипник рулевого вала.Внутреннее кольцо подшипника постоянно поджато пружиной через разрезную втулку, сидящую на рулевом валу, чем предотвращается появление зазоров и стуков в подшипнике при движении автомобиля.
Конический верхний конец вала рулевого механизма ГАЗ-53 имеет мелкие шлицы для установки рулевого колеса. Рулевое колесо закреплено гайкой, навертываемой на резьбовой конец вала, для удобства управления автомобилем одна из трех спиц рулевого колеса при положении рулевого механизма, соответствующем движению по прямой, обращена вниз. Такое положение рулевого колеса обеспечивается установкой его на шлицах конца рулевого вала.
Под ступицей рулевого колеса, на верхнем конце рулевой колонки находится механизм переключателя указателей поворотов. Внутри вала рулевого механизма ГАЗ-53 проходит провод звукового сигнала.Сверху картера рулевого механизма установлена резьбовая пробка, закрывающая отверстие для заливки масла в картер рулевого механизма.
На странице: 1000255075100
Сортировка: По умолчаниюНаименование (А -> Я)Наименование (Я -> А)Цена (по возрастанию)Цена (по убыванию) (по убыванию) (по возрастанию)Модель (А -> Я)Модель (Я -> А)
Кронштейн 66-3407210 крепления насоса гидроусилителя руля верхний с планкой колесного автомобиля ГАЗ 66,ГАЗ 66А производства ПАО «Горьковский автомобильный завод».Это небольшой металлический кронштейн с крепежными отверстиями на корпусе прикручивается к несущей раме автомобиля.Служит креплением насоса гидроусилителя руля со шкивом в сборе 66-3407010.Изготовлен из высокопрочной стали способной переносить ..
Механизм рулевой 64229-3400010-60 (рулевая колонка) с распределителем ПАЗ 3205.Механизм рулевого управления с распределителем 64229-3400010-60 выполнен по полуинтегральному типу. Предназначен для установки в систему рулевого управления совместно с гаммой гидроцилиндров на автобусы ПАЗ-3205, КРАЗ-Аврора. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Нагрузка на управляемую ось в зависимости от модификации силового ц..
Механизм рулевой 66-11-3400014-01(рулевая колонка) колесного автомобиля ГАЗ 66,ГАЗ 66А производства ПАО «Горьковский автомобильный завод».На автомобиле ГАЗ-66 рулевое управление снабжено гидравлическим усилителем с отдельным силовым цилиндром.Рулевой механизм выполнен в виде глобоидального червяка и трехгреб-невого ролика. Червяк установлен в чугунном литом картере рулевого механизма на двух конических р..
Насос гидроусилителя руля 66-3407010 колесного автомобиля ГАЗ 66,ГАЗ 66А производства ПАО «Горьковский автомобильный завод».Гидроусилитель рулевого управления (ГУР) уменьшает усилие, которое необходимо приложить к рулевому колесу для поворота передних колес, снижает ударные нагрузки в рулевом механизме, возникающие из-за неровности дороги, и повышает безопасность движения, позволяя сохранить контроль за ..
Сошка 53-3401090 механизма рулевого управления колесного автомобиля ГАЗ 53,ГАЗ 3307 производства ПАО «Горьковский автомобильный завод».Это литая,фрезерованная деталь с крепежными отверстиями по краям детали.Используется в качестве передаточного звена между ГУР и следящим устройством автомобиля.Сошка входит в состав привода рулевого управления, она вместе с продольной рулевой тягой является промежуточным ..
Шкив 3205-3407210 для насоса гидроусилителя рулевого управления ПАЗ-32053,ГАЗ производства ПАО «Горьковский автомобильный завод».Это круглый,фрезерованный,двух ручейный металлический шкив с пазами под клиновидный ремень,который одевается на главный вал 130-3407217 насоса ГУР автомобиля.Изготовлен из высокопрочной стали способной переносить большие механические нагрузки в процессе эксплуатации транспортно..
agro-detal.com
Особенности и ремонт рулевого механизма ГАЗ-66, ГАЗ-53
Рулевое управление автомобиля ГАЗ-53А состоит из рулевого механизма с валом рулевого колеса, рулевой колонки и рулевых тяг.
В рулевом управлении автомобиля ГАЗ-66, кроме того, имеется гидроусилитель.
Рабочей парой рулевого механизма являются глобоидальный червяк и трехгребневый ролик.
Устройство рулевого механизма автомобиля ГАЗ-5ЗА показано на рис. 1.
По основным деталям (червяк, ролик, вал рулевой сошки, подшипники, боковая крышка) рулевые механизмы автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66 взаимозаменяемы.
Ввиду того, что кабина автомобиля ГАЗ-66 опрокидываемая вперед, вал руля этого автомобиля выполнен разрезным и имеет два карданных шарнира (рис. 2).
Техническое обслуживание рулевого управления
Для нормальной работы рулевого управления ежедневно перед выездом проверять свободный ход рулевого колеса.
При правильной регулировке рулевого механизма и рулевых тяг свободный ход рулевого колеса в положении, соответствующем движению по прямой, на автомобиле ГАЗ-53А должен отсутствовать, а на автомобиле ГАЗ-66 не должен превышать 10˚ при работающем двигателе и 30° при неработающем двигателе, что соответствует 25 и 80 мм при замере на ободе колеса.
Если свободный ход рулевого колеса превышает приведенные выше величины на 40 мм, отрегулировать рулевой механизм и рулевые тяги.
Чаще всего причиной повышенного свободного хода рулевого колеса является образование зазоров в шарнирных соединениях рулевых тяг, поэтому сначала следует проверить и, если необходимо, отрегулировать шарниры тяг.
При регулировке рулевого механизма сначала проверить правильность регулировки подшипников червяка и, если нужно, отрегулировать их.
Регулировка подшипников
Подшипники червяка регулируют при появлении осевого перемещения червяка рулевого механизма. Это перемещение на автомобиле ГАЗ-53А можно ощутить, если взяться рукой за рулевую колонку так, чтобы большой палец касался торца ступицы рулевого колеса, другой рукой удерживать рулевое колесо от вращения и раскачивать вывешенные колеса из стороны в сторону.
Для определения осевого перемещения червяка в рулевом механизме автомобиля ГАЗ-66 необходимо при откинутой кабине отъединить вилку нижнего кардана рулевого вала от вала червяка и продольную рулевую тягу от сошки.
Если осевое перемещение червяка есть, то при покачивании сошки легко будет рукой ощутить перемещение вала червяка относительно верхней крышки рулевого механизма.
Регулировать подшипники червяка в следующем порядке:
— снять рулевой механизм с автомобиля;
— слить масло из картера рулевого механизма;
— зажать рулевой механизм в тиски за фланец картера;
— снять нижнюю крышку картера;
— осторожно при помощи ножа отделить и снять тонкую бумажную прокладку;
— установить нижнюю крышку на место и проверить осевое перемещение червяка. Если осевое перемещение есть, то снять нижнюю крышку, удалить толстую прокладку, а на ее место установить ранее снятую тонкую;
— вынуть вал сошки;
— проверить затяжку подшипников червяка. При правильной затяжке усилие, приложенное к валу червяка на радиусе окружности рулевого колеса, должно быть 0,3—0,5 кг;
— собрав рулевой механизм и отрегулировав зацепление червяка с роликом, установить его на автомобиль.
Регулировка зацепления червяка с роликом
Зацепление червяка с роликом регулируют при правильно отрегулированных подшипниках червяка.
Для определения необходимости регулировки зацепления червяка с роликом:
— установить рулевое колесо в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой, отсоединить продольную рулевую тягу от сошки, и определить индикатором величину перемещения конца сошки при ее покачивании.
Если перемещение конца сошки превышает 0,3 мм, то, не снимая рулевого механизма с автомобиля, отрегулировать зазор в зацеплении червяка с роликом в следующем порядке:
— отвернуть колпачковую гайку 8 (см. рис. 1) рулевого механизма и снять стопорную шайбу 7;
— вращать ключом регулировочный винт 11 по часовой стрелке до устранения люфта;
— проверить на ободе рулевого колеса усилие, требуемое для поворота рулевого колеса около среднего положения, и довести его путем вращения регулировочного винта до 1,6—2,2 кГ,
— надеть стопорную шайбу. Если одно из отверстий в стопорной шайбе не совпадает со штифтом, то регулировочный винт повернуть до совпадения. При этом усилие поворота рулевого колеса не должно выходить за указанные выше пределы;
— навернуть колпачковую гайку и снова проверить люфт на конце рулевой сошки;
— соединить продольную рулевую тягу с сошкой.
— отсоединить провода переключателя поворотов;
— снять защитный кожух проводов переключателя поворотов и сам переключатель;
— съемником снять рулевое колесо (рис. 3);
— вынуть пружину, распорное кольцо и подшипник верхней части рулевого вала;
— снять накладку и планку крепления рулевой колонки;
— снять сошку, пользуясь съемником;
— отвернуть винты крепления уплотнителя щитка передка у рулевой колонки;
— отвернуть гайки крепления картера рулевого механизма к продольной балке рамы и вынуть рулевой механизм.
Рулевой механизм с автомобиля ГАЗ-66 необходимо снимать в следующем порядке:
— снять кнопку сигнала, повернув ее по часовой стрелке;
— снять пружину и контактную вилку;
— снять пластину, удерживающую кнопку сигнала;
— отсоединить провод сигнала;
— снять накладки крепления рулевой колонки к рычагам кронштейна педалей сцепления и тормоза;
— отвернуть гайку, вынуть болт крепления нижней вилки кардана рулевого вала к валу червяка и снять с вала червяка карданный вал в сборе с колонкой и рулевым колесом;
— снять сошку, пользуясь съемником;
— отвернуть гайки болтов крепления картера рулевого механизма к продольной балке рамы и снять рулевой механизм.
Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-53А необходимо разбирать в следующем порядке.
https://www.youtube.com/watch?v=KXja4Cj4Xlk
Слить масло из картера рулевого механизма.
Ослабить гайку болта хомута нижней части рулевой колонки, снять трубу колонии, а также опорную шайбу, пружину уплотнительного кольца, шайбу кольца и уплотни тельное кольцо.
Зажать рулевой механизм в тиски за фланец картера и отвернуть болты крепления боковой крышки картера.
Легкими ударами медной или алюминиевой выколотки по концу вала сошки вынуть вал сошки вместе с роликом и боковой крышкой.
Снять верхнюю крышку картера с верхним подшипником и прокладками.
Снять нижнюю крышку, нижний подшипник с прокладками, уплотнительное кольцо вала с пружиной и шайбой, вынуть рулевой вал.
Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-66 разбирают аналогично. При этом обратить внимание на то, что широкое кольцо подшипников червяка установлено со стороны верхней крышки (на рулевом механизме автомобиля ГАЗ-53А это кольцо ставится со стороны нижней крышки).
Неисправности рулевого управления и способы их устранения
Причины неисправности (Способы устранения)
Увеличенный свободный ход рулевого колеса:
(на автомобиле ГАЗ-53 — более 40 мм, на автомобиле ГАЗ-66 — более 120 мм при неработающем двигателе и более 65 мм при работающем двигателе).
— Увеличенные зазоры в шарнирных соединениях продольной рулевой тяги
Отрегулировать шарниры тяги
— Большой износ деталей шарниров рулевых тяг
Заменить вкладыши, сухари или пальцы шарниров рулевых тяг
— Увеличенный зазор в зацеплении червяка с роликом
Отрегулировать зацепление червяка с роликом
— Появление зазора в подшипниках червяка
Отрегулировать подшипники червяка
Заедание рулевого механизма необходимое для поворота или большое усилие, рулевого колеса:
— Износ или разрушение игольчатых подшипников ролика вала сошки
Отремонтировать вал сошки или заменить его
— Заедание, скрипы или щелчки в рулевом механизме
— Чрезмерный износ ролика или червяка, выкрашивания и вмятины на их поверхностях
Заменить червяк или ролик
Раскачивание рулевого колеса с верхним рулевым валом автомобиля ГАЗ-66:
— Износ резиновых втулок рычагов кронштейна крепления рулевой колонки
заменить втулки
Осевое перемещение рулевого колеса автомобиля ГАЗ- 66:
— Появление зазора в подшипниках верхнего рулевого вала
Отрегулировать подшипники верхнего рулевого вала
Определение технического состояния деталей рулевого механизма
Если на рабочей поверхности червяка обнаружено отслоение закаленного слоя, то его заменить вместе с валом червяка. Червяк ремонту не подлежит.
При обнаружении на поверхности ролика трещин или вмятин его также заменить. Для этого рассверлить головку оси ролика, выбить ось и снять ролик.
Затем вставить в паз вала сошки новый ролик и ранее выбитую ось и закрепить ее со стороны рассверленной головки электросваркой.
В процессе эксплуатации бронзовая втулка картера рулевого механизма под вал сошки подвержена одностороннему износу, что уменьшает запас регулировки зацепления червяка с роликом.
При значительном износе втулку заменить с последующей разверткой отверстия под номинальный размер.
Рекомендуется после разборки проверить состояние и других деталей рулевого механизма.
Номинальные и предельные размеры, до которых допустим износ основных деталей, приведены в табл. 2.
Номинальные и допустимые размеры основных деталей рулевого механизма
Наименование размера |
Размер, мм |
|
номинальный |
допустимый без ремонта |
|
диаметр отверстия втулки картера под вал сошки |
35+0,027 |
35,150 |
диаметр отверстия в картере под верхний (для ГАЗ-66) или нижний (для ГАЗ-53А) роликовый подшипник червяка |
68+0,052 |
68,090 |
диаметр отверстия в картере под нижний (для ГАЗ-66) или верхний (для ГАЗ-53А) роликовый подшипник червяка |
66-0,008 |
66,070 |
диаметр отверстия под игольчатый подшипник ролика вала сошки |
17,8+0,030 |
17,860 |
диаметр оси ролика вала сошки |
12,75-0,008 |
12,720 |
Наружный диаметр внутреннего кольца подшипника вала сошки |
25-0,014 |
24,960 |
Сборка и установка рулевого механизма
Рулевой механизм собирают и устанавливают на автомобиль в последовательности, обратной разборке и снятию с автомобиля.
В процессе сборки регулируют подшипники червяка, зацепление червяка с роликом.
При сборке рулевого вала с рулевой колонкой и рулевым колесом автомобиля ГАЗ-66 регулируют подшипники верхней части рулевого вала при помощи регулировочных шайб 3‚ (см. рис. 2), которые устанавливают между торцом вилки верхнего кардана и распорной втулкой нижнего подшипника. После регулировки рулевой вал не должен иметь осевого люфта и должен легко вращаться.