Транспортная телематика как сервис: сокращение расходов, портрет водителя, удаленное слежение и предупреждение о ДТП
Телематика — область информатики, охватывающая сферу телекоммуникаций. Немного абстрактное понятие, но что это такое на самом деле? Разберемся на примере применения технологии в транспорте. В таком контексте телематика — это система удаленного контроля состояния автомобиля. Этакий «наследник» противоугонных технологий, решивший пойти дальше.
Спутниковый мониторинг транспорта построен на основе систем спутниковой навигации, оборудования и технологий связи, компьютерной техники и цифровых карт. Он используется для решения задач транспортной логистики в системах управления перевозками и автоматизированных системах управления автопарком.
Помимо постановки и снятия машины с охраны, современные устройства имеют некоторые дополнительные функции. Дистанционный прогрев двигателя, диагностика его состояния, снятие показателей всех датчиков, начиная с одометра и заканчивая спидометром, а также отслеживание местонахождения транспортного средства с помощью GPS и ГЛОНАСС.
Список достаточно внушительный — при том, что перечислены далеко не все варианты. Чисто физически же телематика — «черный ящик», как в переносном смысле, так и в прямом. Это в самом деле миниатюрная черная коробочка, подключающаяся к бортовой сети вашего автомобиля.
MaaS — личный автомобиль как сервис
Иногда новые технологии и новые дополнительные возможности автомобилей поначалу кажутся излишеством. В начале XX века 90% автомобилей выпускалось с открытым кузовом, сейчас мы не можем себе представить, чтобы улицы городов наводнял транспорт без крыши, особенно в российском климате. Так что вполне можно провести подобную аналогию и с телематикой.
Если обратить взгляд на Запад, то найдем этому тезису множество подтверждений. Среднегодовой показатель темпа роста с прогнозом до 2022 года — 14%. Все больше европейских владельцев автомобилей передают карту перемещений страховщикам, контролируют состояние техники на расстоянии и в целом устанавливают в салон «черную коробочку».
Чем такой рост обусловлен? В концепции «Mobility as a Service» (мобильность по требованию, MaaS — «Хайтек») во главе угла ставится не факт владения автомобилем, а возможность им воспользоваться и в принципе куда-нибудь добраться посредством транспорта.
Изначально идея мобильности как сервиса принадлежала Министерству транспорта и коммуникаций Финляндии. Годом позже была озвучена на конгрессе во Франции, где был сформирован альянс MaaS, после чего концепция стала набирать популярность.
Сегодня именно этим возрастающим интересом обусловлен лавинообразный рост различных агрегаторов такси вроде Uber, Яндекс и Gett, каршерингов, райдпулинга и даже проката велосипедов и самокатов.
Человек больше не стремится управлять личным транспортом, он стремится с комфортом добраться до пункта назначения. С этим же, кстати, связан и повышенный интерес к развитию беспилотных средств передвижения. Вкупе со всеми этими факторами эксперты подсчитали, что к 2020 году уже 73 млн автомобилей будут оснащены сервисами коммерческой телематики.
Как телематика сокращает расходы
Телематика позволяет существенно экономить средства как частным лицам, так и разного рода бизнесу, использующему собственный автопарк. Чем больше автопарк, тем сложнее проводить его общую диагностику, отслеживать происходящее с теми или иными единицами в гараже. Да и водительский контингент растет, а слепо доверять персоналу и рассчитывать на его благонадежность и профессионализм — непозволительный риск для бизнеса. Например, у нас в «CTRL Лизинг» телематическое оборудование позволяет контролировать все процессы, связанные с автомобилями, а так как мы предоставляем машины для шеринговых сервисов и таксомоторных парков — это очень важно.
Скриншот бесплатной системы GPS-мониторинга транспорта GPS-Trace Orange
Можно предположить, что внедрение инноваций — дело похвальное и общественно одобряемое. Оно позволяет пользоваться приятными экономическими бонусами. И внедрение телематических систем к подобным инновациям относится напрямую. В среднем полный комплект телематики обойдется примерно в 15–20 тыс. рублей, но та же система контроля расхода топлива окупит себя приблизительно за два месяца. Телематическая система позволяет точнее контролировать эксплуатацию автопарка и работу водителей, снижая издержки и оптимизируя процессы внутри бизнеса.
Самый очевидный бонус от внедрения — пониженные ставки по кредитам от банков и пониженный же коэффициент от страховых компаний. Многие банки и страховщики охотно соберут статистику вождения и предоставят вам как благонадежному и аккуратному товарищу более выгодные условия.
Техническая реализация телематических систем включает в себя:
- GPS- или ГЛОНАСС-контроллер или трекер, который получает данные от спутников и передает их на серверный центр мониторинга посредством GSM, CDMA, реже спутниковой (например, «Гонец») и УКВ (коротковолновая радиосвязь) связи.
- Серверный центр с ПО для приема, хранения, обработки и анализа данных.
- Контрольный компьютер для анализа и сбора данных.
Кроме того, телематика можно прогнозировать износ деталей. Если вы загодя будете располагать сведениями о том, что скоро какая-либо деталь автомобиля придет в негодность, — сможете оперативно ее заменить или отремонтировать. А это, в свою очередь, сэкономит вам деньги, которые пришлось бы потратить, превратись эта деталь спонтанно в неработоспособный кусок металла. Также с помощью этой статистики можно вычислить самые быстроизнашивающиеся части автомобиля, приобрести их массово и заранее, оптимизировав тем самым закупки.
Можно составить портрет водителя и сократить расходы за счет снижения издержек на ремонт. Конечно, вы можете слепо доверять своему персоналу и лично увидеть серьезные повреждения на кузове авто. Но вы вряд ли сами узнаете, что постоянные проблемы с двигателем или тормозной системой на конкретной машине вызваны отнюдь не заводским браком, а манерой вождения конкретного человека. Телематика отслеживает стиль вождения шофера, в процессе диагностируя состояние всех подсистем автомобиля.
Посредством сбора большого массива данных телематика помогла обнаружить, что таксисты из Киргизии, имея чаще всего машину с АКП, обладают характерной особенностью дергать на себя ручной тормоз, когда ждут клиента на парковке. Почему они так делают — непонятно. Такая вот национальная особенность, которая приводит к преждевременному износу систем автомобиля, потому что это происходит систематически десяток-другой раз в день.
Телематика же соберет все данные, вам останется только сделать выводы: указать на дверь некомпетентному сотруднику или постоянно ремонтировать за ним разваливающуюся технику.
Для владельцев таксопарков очень важны оперативные данные о нахождении автомобиля в реалтайме. Мониторинг положения автомобиля с помощью спутниковых систем GPS и ГЛОНАСС — незаменимая функция, особенно в экстренных ситуациях. Конечно, чтобы воспользоваться этим преимуществом, необходима определенная структура оперативного реагирования: чтобы помчаться спасать авто из возможных передряг.
Как телематика помогает в развитии бизнеса
Мы живем в информационную эпоху, а потому нет никаких причин сомневаться: тот, кто владеет информацией, — владеет миром. Миром, конечно, с помощью автомобильной телематики овладеть вряд ли выйдет. Но вот овладеть возможностью сделать свой бизнес прибыльнее (за счет сокращения расходов на эксплуатацию техники до 30%), эффективнее и просто лучше, скорее всего, получится.
Система предоставляет именно столько информации, сколько нужно для далеко идущих выводов. Причем выводов, которые телематика может сделать самостоятельно, очень много. Существуют определенные «умные» системы, способные собрать в кучу вереницу данных и дать свои, тщательно выверенные рекомендации. Расход топлива, удаленная диагностика, регистрация времени работы, мониторинг и определение геолокации — все это телематические системы собирают локально или на облаке. А уже оттуда данные направляются на анализ — людям или компьютерам.
Скриншот программы для спутникового мониторинга транспорта Wialon
Аккумулируя подобные данные, вы можете оптимизировать издержки как для одного личного транспорта, так и для целого автопарка. Вывести более выгодные и безопасные маршруты, отследить динамику износа деталей или же просто найти способ более экономично расходовать топливный ресурс.
Телематика за автомобильную безопасность
Какая система является одной из первых, появляющихся в любом автомобиле? Противоугонная. В каком-то смысле телематика — этакий максимально эволюционировавший потомок обычной «противоугонки», и, разумеется, старых способностей «черный ящик» не утратил. Система против угона, дистанционной блокировки салона — все это само собой разумеется.
Как и то, что фиксирование положения автомобиля по GPS помогает отследить его, даже если он пропал с положенного места без вашего ведома. Данные о расположении авто автоматически отправляются на пункт мониторинга, а дальнейшие действия предпринимаются уже людьми. В нашей практике был случай, когда поступал сигнал, что автомобиль без ведома владельца переместился из Москвы в Ленинградскую область.
Важно, что телематические устройства, в отличие от той же сигнализации, просто так не снимешь — необходимо обладать высоким уровнем технологической грамотности.
Датчики, устанавливаемые на телематические системы:
- датчик нагрузки на оси ТС;
- датчик уровня топлива в баке;
- датчик температуры в рефрижераторе;
- датчики, фиксирующие факт работы или простоя спецмеханизмов — например, поворот стрелы крана или работы бетоносмесителя;
- датчик открывания двери, капота;
- датчик нахождения пассажира в автомобиле.
Такие устройства способны предсказывать опасные ситуации и экстренно оповещать об этом водителей. По оценке экспертов, до 90% аварий можно предотвратить, предупредив водителя за пару секунд до возможного столкновения. Так, например, существуют интеллектуальные системы помощи и предотвращения аварий (Advanced driver-assistance system, они же ADAS — «Хайтек»).
Такие системы настраиваются индивидуально под каждый стиль вождения и тип транспортного средства и могут предупреждать об опасности за промежуток от 2,7 до 0,6 секунд. Под индивидуальной настройкой понимается ручная настройка таких параметров, например, при какой дистанции сближения с другими автомобилями необходимо подавать сигнал водителю.
На рынке представлены устройства компаний MobilEye, NOVACOM-GNS и других.
При всей кажущейся невероятности устроены подобные системы довольно просто. Например, модуль обработки NOVACOM-GNS осуществляет непрерывный анализ видео и формирует сообщения. Эти данные — информационного и экстренного характера — воспроизводятся на дисплее водителя, а также передаются в навигационный блок мониторинга, где обрабатываются и доставляются на сервер хранения и обработки информации. Сервер посредством веб-ориентированного АРМ-диспетчера выводит информацию об экстренных событиях системы и прочих важных характеристиках движения (скорость, направление и другие) с привязкой к местности на карте в режиме онлайн или в форме отчетов.
Данные устройства снижают аварийность на 30–35% за счет оповещений. А их самообучаемая модель определения опасностей работает с точностью 99,9%. Так что ждать будущего автомобильной безопасности незачем — оно уже здесь и стучится в дверь.
Телематика транспортная
Под телематикой понимают обмен информацией/данными посредством автомобильного телефона (как правило) и дальнейшую обработку информации/данных.
Телематика — это искусственно образованное слово, состоящее из слов «телекоммуникация» и «информатика». В различных вариантах применения телематики данные могут передаваться из автомобиля, обрабатываться телематическими службами и возможно также передаваться далее, а также данные могут передаваться в автомобиль и там обрабатываться. Распространенные на сегодняшний момент функции телематики — это транспортная телематика, пассивный или активный экстренный вызов, службы поддержки в режиме онлайн с доступом в Интернет и автомобильные приложения.
Транспортная телематика
Самая первая функция телематики возникла вследствие потребности информирования о препятствиях на дорогах, пробках и т.п. и возможности на основе этой информации объехать эти препятствия. Для этого существуют два источника информации:
- Во-первых, через канал передачи сообщений о маршрутах движения (ТМС) радиокомпаниями без дополнительных пошлин, чьи данные принимаются по радио.
- Во-вторых, информация о ситуации на дорогах, предоставляемая операторами мобильной связи по SMS. В обоих случаях информация при необходимости индицируется для принятия к сведению водителем и передается в навигационную систему.
Таким образом, информация о ситуации на дорогах может учитываться при расчете маршрута для сопровождения до цели. Для обоих источников данных определены стандарты, чтобы они могли обрабатываться разными приборами.
Канал передачи сообщений о маршрутах движения является частью введенной много лет назад системы передачи данных по радио (RDS; индикация названия радиостанции, альтернативных частот, опознавание оповещения и т.п.). Информация о ситуации на дорогах в цифровом виде передается в соответствии с международным стандартным протоколом Alert-C. При этом передается информация о событии (пробка, авария, затор, гололед и т.и.) и месте события (участок автомагистрали, улица и т.п.).
В радиоприемнике сохранен как список всех возможных событий, так называемый Event list, так и список всех названий и номеров автомагистралей, дорог федерального значения и проселочных дорог, так называемый location table. Радиоприемник сохраняет и «переводит» принятую закодированную информацию и представляет ее в понятной водителю форме.
Одновременно данные сначала передаются на блок управления телематики и там сохраняются и при необходимости передаются в навигационную систему, которая отбирает данные относительно выбранного маршрута и при необходимости выполняет новый расчет маршрута. То же самое происходит и с принятыми по мобильному телефону сообщениями о ситуации на дорогах, которые запрашиваются у мобильного оператора за дополнительную плату.
При этом при включенной навигационной системе блок управления телефона/телематики регулярно (прибл. каждые 15 минут) актуализирует через мобильного оператора информацию о ситуации на дорогах на протяжении рассчитанного маршрута.
Данная информация о ситуации на дорогах основывается не только на полицейских сводках, данных с автомобильных развязок и устройств, сообщающих о возникновении дорожных пробок, но и на данных более чем 4000 дорожных датчиков, которые установлены на мостах автострад и измеряют количество автомобилей (плотность дорожного потока) и их скорость. Такая информация является более точной, актуальной и достоверной. Это позволяет точно определить препятствие на дороге, показать это на карте и лучше выполнить расчет альтернативного маршрута в объезд создавшейся помехи на пути следования.
Однако индикация и расчет альтернативного маршрута будут точными только в той степени, в которой поступающая информация соответствует действительности. Над улучшением актуальности информации о ситуации на дорогах работа ведется постоянно.
Передача информации о ситуации на дорогах посредством SMS на мобильный телефон осуществляется согласно установленному стандарту, так называемому GATS (Global Automotive Telematics Standart). Этот стандарт регулирует также передачу данных для всех других функций телематики. Данные для передачи в GSM-сетях сжимаются, чтобы добиться более высокой скорости передачи данных. Этот процесс называют также уплотнением или GPRS (General Paked Radio Service).
Функция экстренного вызова
Основной функцией телематики при аварии является автоматический экстренный вызов. В случае аварии со срабатыванием подушки безопасности блок управления телематики получает соответствующие данные от блока управления, который отвечает за работу и срабатывание систем удержания пассажиров. Затем блок управления телематики отправляет сообщение оператору с указанием точного местоположения, степени тяжести аварии и вида экстренного вызова.
Информация о месте аварии может быть получена от навигационной системы, однако, чаще всего, она непосредственно определяется дополнительным GPS-модулем в блоке управления телематики. После автоматического экстренного вызова всегда предпринимается попытка посредством ой связи связаться с автомобилем, попавшим в аварию.
Здесь существуют различия в способах связи у разных производителей автомобилей и работающих с ними операторов. Голосовая связь может быть установлена непосредственно автомобилем с центральным пультом службы спасения или через оператора, и только затем экстренный вызов передается оператором на центральный пульт службы спасения.
Второй способ требует больше времени, но предотвращает ложный вызов службы спасения.
Экстренный вызов можно сделать и вручную, если, например, вы видите аварию, (первым прибыли на место аварии) или сами почувствовали внезапное серьезное ухудшение состояния здоровья. Для этого потребуется нажать на кнопку экстренного вызова, которая, как правило, находится в передней области крыши.
При этом (также в первую очередь) передаются данные автомобиля и его местоположение. Кроме того, передается сообщение о том, что экстренный вызов был сделан вручную. Затем устанавливается ая связь, и оператором при необходимости предпринимаются действия.
В случае аварии или технической поломки также имеется возможность сделать звонок в сервисную службу. В этом случае сначала передаются данные о местоположении автомобиля и данные об автомобиле (номер шасси, модель, …) и выполняется ое соединение с центральной сервисной службой. Звонок в сервисную службу, часто называемый аварийным вызовом, у некоторых производителей можно выполнить посредством меню телефона или информационных систем для водителя.
Экстренные автоматические звонки и звонки вручную, а также звонки в сервисную службу, можно сделать только тогда, когда телефон включен и зарегистрирован в сети. Только некоторые производители имеют собственную телефонную карточку, встроенную в блок управления телематики и подключенную к этим службам.
GPS-модуль в блоке управления, аварийное электропитание для блока управления телематики, а также дополнительную аварийную антенну, если обычная антенна вышла из строя при аварии, предлагают также только некоторые производители.
Но даже если имеются все дополнительные средства безопасности, остаточный риск не может быть исключен из-за неполного покрытия телефонной сети.
Если в рамках поиска неисправностей для проведения диагностики или проверки работоспособности обязательно потребуется экстренный вызов вручную или звонок в сервисную службу, необходимо оставаться на линии до тех пор, пока не будет установлена ая связь с оператором и во избежание ложного вызова службы спасения не будет объяснено, что речь идет только о тесте.
Онлайн-службы
Функции телематики предлагают также возможность доступа к онлайн-службам на базе Интернет. Однако, как уже говорит название, .речь идет не о прямом доступе к Интернету, а об онлайн-службах, которые базируются на Интернете и работают через портал производителя для обеспечения отдельных нужд автомобиля.
При этом в первую очередь следует учитывать значительно меньшую скорость передачи данных, чем с домашнего компьютера с современными каналами передачи данных. Обычно через GSM-сеть данные предаются со скоростью 9,6 кбит/с. Но и в GSM-сетях на сегодняшний день существуют разные возможности повышения скорости передачи данных.
HSCSD (система высокоскоростной передачи данных по коммутируемым каналам) в сочетании с ПК, ноутбуками и т.п., и уже упомянутая GPRS, используемая в телематике автомобиля. Благодаря ним можно достигнуть скорости до 14,4 кбит/с для передачи данных из автомобиля, так называемой Uplink (= англ.
прямое соединение), и до 43,2 кбит/с для передачи данных в автомобиль, так называемой Downlink (= англ. обратное соединение). Значительного повышения скорости удалось достичь только благодаря системе UMTS (универсальная система мобильной связи), используемой и в автомобильном секторе. При помощи UMTS передача данных при стоящем автомобиле возможна со скоростью макс, до 2 Мбит/с.
Однако во время движения такая скорость передачи данных снова значительно падает.
Наряду с возможной скоростью передачи данных с условиями в автомобиле должны быть согласованы размер изображений, шрифта, текстов в целом и т.п. И выбор имеющихся страниц в большинстве случаев ограничивается необходимостями, зависящими от автомобиля и дороги.
Можно, например, искать гостиницы, рестораны, достопримечательности, парковки, аптеки и заправки и выводить на дисплей подробную информацию о них.
Также можно запросить различные биржевые курсы и новости, а также информацию о погоде. Возможны также вызов и индикация электронных сообщений и личных записей посредством функций телематики.
При неисправностях в качестве причины следует рассматривать не только сбои в работе автомобиля и передачу данных, но и вероятные сбои систем портала производителя или даже вирусы из Интернета.
Функции телематики, относящиеся к автомобилю
Соединение почти всех систем автомобиля шинами данных, встроенные информационные системы для водителя и современные блоки управления телефона/телематики наряду с вышеописанными и уже распространенными функциями телематики, открывают ряд других возможных применений. Некоторые из них уже частично интегрированы некоторыми производителями автомобилей в отдельных моделях, другие еще разрабатываются и их применение предполагается в скором будущем.
Одной из уже реализованных функций телематики для автомобиля является так называемая функция TeleService. При этом посредством SMS через мобильного оператора дилеру передается информация о необходимости технического обслуживания за четыре недели до установленного срока. Таким образом, дилер информируется о необходимости проведения обслуживания, после этого он связывается с клиентом по телефону для согласования срока проведения обслуживания. Работа такой функции предполагает оснащение автомобиля системой телефона/телематики и на сегодняшний день доступна только в некоторых странах.
Другой, уже используемой функцией телематики является функция теледиагностики, которая является модернизацией функции аварийного звонка в сервисную службу. Наряду с точным местоположением и данными автомобиля (номер шасси, модель, год выпуска, пробег) в сервисную службу или службу клиентской поддержки передается информация о температуре двигателя, напряжении аккумуляторной батареи и сохраненные сообщения о неисправностях и предупреждения. Это обеспечивается в случае аварии еще более целенаправленную техническую помощь.
Непосредственное соединение с центром обслуживания клиентов производителя возможно также посредством кнопки «Info/кнопка информации». Клиент может обратиться с общими вопросами по автомобилю к консультанту производителя. Следующей, уже используемой функцией телематики является так называемая функция Thermocall. Посредством телефонного звонка можно активировать систему автономного отопления или включить вентиляцию. Это позволяет своевременно прогреть автомобиль без необходимости нахождения рядом с автомобилем.
На сегодняшний день используется также телефонная передача новых программ, версий программного обеспечения для устранения сбоев в работе автомобиля или актуализации программного обеспечения. Таким образом, возможна, по меньшей мере, передача небольших обновлений в виде загрузки на телефон при стоящем автомобиле.
Телематика, Big Data и смартфоны: как технологии меняют автострахование / Блог им. insteamru / iXBT Live
2036 год. Автопилот гонит машину по трассе М10. Вы просыпаетесь на заднем сидении и решаете тряхнуть стариной. Просите систему включить музыку пободрее, пристегиваетесь и давите на газ. Поездка идет гладко, пока из кустов вам в бок не влетает дедушка на «шестерке». Да, они все ещё на ходу.
Пока вы соображали, в чем дело, черная коробочка под приборной доской не теряла времени. Звучит мягкий женский голос: «Авария средней тяжести. Скорая не требуется, ДПС в пути. Страховой случай, повреждения корпуса некритические. Расстояние до ближайшего дилера комплектующих — 30 километров. Желаете оформить заказ задней правой двери?».
Похоже на фантастику? Не слишком. Расскажем о том, какие технологии уже работают в автостраховании, и с какими вопросами и сложностями сталкиваются их пользователи.
Телематика: плюсы политики pay how you drive
В узком смысле, телематика — это система связи между автомобилем и внешним миром, позволяющая сделать машину умным гаджетом. Системы телематики выглядят по-разному. В новых авто премиум-класса они уже «зашиты» в бортовое ПО. Существуют и внешние устройства – миниатюрные черные ящики, способные пережить аварию. Также они могут принимать и более привычные формы – быть простым приложением для смартфона.
Без телематики (в самом общем смысле этого слова) мы бы не знали каршеринга, Uber и навигаторов. Такая система следит за машиной через GPS/ГЛОНАСС, но на этом функционал не заканчивается. Продвинутый анализ маршрутов обеспечивает более точные данные по пробегу, чем счетчик.
Учет качества дорог на частых маршрутах позволяет оценить состояние подвески, а подсчет количества резких разгонов и торможений – ваш стиль вождения. Считается, что в будущем телематика сможет за секунду оценивать повреждения машины, делать вывод, подлежит ли она ремонту, и вызывать помощь.
Возможности телематики заинтересовали страховые компании (СК) – в связи с этим мы все чаще слышим про появление приложений, оценивающих безопасность вождения. Первые несколько сотен километров после включения такое приложение (или устройство) наблюдает, как резко вы тормозите и ускоряетесь, как входите в повороты. На основе этой информации система выставляет вам баллы, которые конвертируется в скидку на страховку.
Эта политика известна как UBI (user-based insurance – страхование, основанное на сборе информации об использовании автомобиля) или PHYD (pay how you drive – «плати так, как водишь»). Согласно исследованию LexisNexis Risk Solutions, половина американских водителей соглашается на предложение страховщиков предоставлять данные о своем вождении в обмен на скидки. Аналитики Berg Insight предсказывают, что к 2019 году, 60 млн страховых договоров в Северной Америке и Европе будут учитывать данные телематики.
…и ее минусы
Согласно другому исследованию, половину водителей беспокоит, что анализ их стиля вождения ударит по карману. К такому выводу пришла Национальная ассоциация страховых комиссаров США. В его прошлогоднем исследовании говорится, что с ростом популярности телематики, страховым компаниям придется применять как увеличение, так и снижение страховых взносов, чтобы покрыть возможные риски. В итоге может сложиться ситуация, когда за безопасное вождение клиент компании получит скидку, а за небезопасное – штрафные надбавки к стоимости.
В связи с этим может возникнуть «моральная дилемма»: водители знают, что есть обстоятельства, когда важно прибегнуть к резкому торможению или ускорению, однако приложение однозначно посчитает это небезопасным вождением. «Черный ящик рассказывает лишь о том, что делает машина, а не человек», – подчеркивает Питер Роджер (Peter Rodger), главный экзаменатор по вождению в Институте высшего водительского мастерства. Роджер отметил, если водителю нужно резко затормозить, чтобы избежать столкновения, а он будет тормозить плавно, дабы угодить «черному ящику», это может привести к печальным последствиям.
В России телематика делает первые шаги и прежде, чем переходить к вопросам морали, страховым, работающим с телематическими устройствами и приложениями, придется решить массу насущных проблем. В частности, телематическое устройство может быть попросту невыгодно пользователю: когда цены в СК, продвигающей телематику, оказываются сопоставимы со стоимостью договора в «обычной» страховой, клиент предпочтет второй вариант и возможность не задумываться о стиле езды. Не говоря уже о том, что выбранная клиентом страховая необязательно будет готова работать с полюбившимся автовладельцу гаджетом или приложением.
Кроме того, пока телематические устройства не могут отслеживать все особенности езды – в частности, выезд на встречную полосу и другие правонарушения, которые не связаны с резким ускорением и торможением. Гораздо больше информации о водителе может дать отслеживание его страховой истории, и чтобы её получить, компаниям не нужно оснащать автомобиль специальным устройством или разрабатывать приложение.
Дополнительно следует отметить, что любые новые гаджеты, призванные повлиять на условия договора страхования, могут устареть, стать неактуальными и вместо уменьшения стоимости договора привести к его удорожанию.
Например, при заключении первичного договора страхования СК готова предоставить клиенту скидку на КАСКО при установке определенного охранного комплекса. Целесообразность при первичном страховании очевидна – экономия на КАСКО до 70% по риску «Угон» (а иногда и выше). Проходит год, и выпускается более современное оборудование, а стоимость деактивации старого превышает установку нового. В итоге клиент разочаровывается и стремится к смене страховой.
Таким образом, сейчас телематика для большинства российских страховых компаний остается интересным, но далеко не обязательным элементом заключения договора – компании готовы предоставить такую возможность, но понимают, что массовый перевод всех водителей на телематику пока нереализуем.
Большие данные — большие затраты
Страхование вступает в эру Big Data – массивных объемов информации. Даже базовая информация об ускорении и торможении, собираемая телематическими приложениями, – это уже нешуточное количество данных. Сьюзен Пенварден (Susan Penwarden), глава коммерческого страхования компании Aviva, уверена, что СК и брокерам придется освоить работу с большими данными, и от этого выиграют все. Это позволит сосредоточиться на понимании клиентов и их профилей риска, дабы предложить водителям наилучшую защиту.
Однако такой подход требует дополнительных ресурсов. Например, в Британии направление Big Data считается приоритетным только среди тех страховщиков, оборот которых превышает 500 млн фунтов в год (8 из 10 таких компаний заинтересованы в развитии направление Big Data). Среди менее богатых компаний, с оборотом от 50 до 500 млн, эта доля составляет лишь 46%. При этом по данным Consumer Intelligence, 33% автовладельцам не нравится сама идея, что за ними следят – пусть даже страховщики.
В России же были попытки использования личных данных водителей для оценки стоимости договора страхования. К примеру, 2–3 года назад некоторые страховщики предлагали своим клиентам скидки по КАСКО за «штамп в паспорте» или наличие детей, ссылаясь на то, что якобы такие водители более аккуратны за рулем.
Однако, как показала практика, это утверждение верно далеко не всегда. Поэтому все больше страховщиков стали пользоваться системой финансового скоринга, анализируя страховую историю каждого клиента. При тщательной проверке сложно утаить какие-либо факты ДТП, даже если все показатели водителя оказываются в норме (возраст и стаж не попадают в группу риска, имеется хорошая страховая история по одному из ТС, застрахованных по КАСКО, и так далее).
Технологии дня сегодняшнего
Пока о массовом использовании телематики и больших данных в России говорить рано. Однако технологии появляются в «зоне комфорта» автолюбителей и другими путями: те же смартфоны годятся не только для телематики. Недавний пример: ГИБДД разрешили штрафовать нарушителей на основе видео со смартфонов и планшетов граждан.
Вы успели выхватить телефон и нажать на кнопку записи перед тем, как хам проехал на красный. Вместо , видео можно было бы загрузить в приложение, которое привяжет картинку к координатам, дате и времени и отправит ролик в ГИБДД, но пока таких приложений нет. Однако уже создали похожее решение для борьбы с неправильно припаркованными автомобилями в Москве.
Но новоиспеченный закон, увы, требует доработок. Как отметил председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, процесс отправки фото или видео не повлияет на бюрократическую процедуру: «Инспектора ждет масса бумажной работы, а автора ролика – вызов в суд. Учитывая прохладное отношение автомобилистов к дорожной полиции, серьезных изменений от инициативы пока ждать не стоит».
P.S. Вот еще несколько интересных материалов из блога:
Что такое телематика?
По оценкам западной аналитической компании «Drive IQ» к 2020 году более 25% водителей будут страховать свой автомобиль с помощью КАСКО с телематикой, также известной как «черный ящик» в автостраховании. Давайте разберемся, что представляет из себя телематика и почему по оценкам многих страховых компаний она вскоре должна стать такой популярной. Такая метафора, как черный ящик, не случайна. Телематика – это установка небольшого прибора, который собирает множество информации о движении автомобиля и местонахождении автомобиля.
Телематика передает в страховую компанию информацию о скорости движения автомобиля, количестве ускорений и резких поворотов, нагрузке на колеса, пройденном километраже и времени езды. Если обобщить все эти параметры, то становится ясно, что телематика передает данные, на основе которых можно сделать вывод о том, насколько агрессивно или наоборот, насколько аккуратно и спокойно ездит водитель.
Телематическое устройство имеет совсем небольшой размер и подсоединяется к диагностическому разъему автомобиля. В телематическом устройстве установлена сим-карта, которая подключается к одной из спутниковых навигационных систем, например, «Глонасс». Поэтому сраховая компания всегда может определить, где находится автомобиль.
Что телематика даст страховым компаниям?
С помощью данных, которые передает телематика, страховая компания может определить, насколько вероятны возникновения страховых случаев у того или иного водителя. Например, если устройство передает, что водитель часто превышает скоростной режим и водит довольно агрессивно, то это будет являться показателем повышенных рисков для такого водителя. И наоборот, если телематика передает, что водитель водит машину плавно, небыстро да еще и редко, то риски для такого водителя снижаются очень существенно. Соответственно, исходя из этого страховая компания сможет подбирать индивидуальную ценовую политику для каждого водителя.
Кроме того, телематика во многом заменяет спутниковые системы по охране автомобиля, ведь страховая компания может отслеживать местоположение автомобиля, а значит риск по хищению автомобиля сокращается.
Сокращается и число мошенничества со стороны водителей, так как страховая компания сможет отслеживать место, время и даже примерные условия, при которых автомобиль попал в аварию.
Что телематика даст автовладельцам?
Вопрос о том, насколько полезна будет телематика для водителей весьма неоднозначный. Сразу всплывает морально-этический аспект: далеко не всем хочется чувствовать себя «под колпаком» постоянного наблюдения за манерой езды со стороны страховых компаний.
Еще одним сложным моментом является то, что сухие данные далеко не всегда могут отражать суть манеры вождения и связанных с этим рисков. Так, ускорение на междугородней дороге на пятилитровом BMW M6 и на бюджетном автомобиле мощностью до 100 лошадиных сил – это два совершенно разных маневра. А резкий объезд открытого люка, который неожиданно возник на горизонте будет засчитан как слишком неаккуратная манера езды.
Вместе с тем, аккуратные водители, в целом, благодаря своей манере вождения смогут существенно снизить стоимость полиса КАСКО. Особенно это касается молодых неопытных водителей, которые сейчас за стандартный полис КАСКО платят до 20% от цены автомобиля. Страховые компании будут рассчитывать полис, исходя прежде всего их их индивидуальной манеры вождения. Так, уже сейчас некоторые страховые компании предлагают скидки до 50% по риску «ущерб» и до 80% по риску «хищение», если вы покупаете страховой полис с телематикой.
При этом само устройство устанавливается совершенно бесплатно. Однако на данный момент в большинстве программ «умного КАСКО», т.е. КАСКО с телематикой, существуют дополнительные ограничения. Такие как ограничение пробега за год (например, общий километраж за год езды не должен превышать 15 000 километров), время вождения (например только с 7 утра до 11 дня и с 19 вечера до полуночи), ограничения по скорости (например, скорость езды не должна превышать 110 километров в час). Все отступления от этих ограничений при этом считаются не страховым случаем.
А если вы захотите отказаться от этих ограничений, то скидка существенно уменьшается.
Кроме того, телематика сможет дать скидку водителю только через определенное время, когда страховая компания удостоверится, что его манера вождения аккуратна и риски для этого водителя пониженные. В некоторых компаниях этот срок может достигать одного месяца, а в некоторых, скидку предоставят только на следующий год.
Если вы еще не выбрали страховую компанию для покупки полиса КАСКО, то мы советуем вам воспользоваться калькулятором от Ревизорро.ru, который поможет вам сравнить цены во всех ведущих страховых компаниях и подобрать самый выгодный вариант.
Вывод
Подводя итоги, можно сказать, что телематика является хорошим способом существенно уменьшить стоимость полиса КАСКО (до 50%), если вы аккуратный водитель, не гонитесь за скоростью и можете планировать время и расстояния своей езды на автомобиле на длительную перспективу.
Для страховых компаний выгода также очевидна, поэтому они в ближайшие годы будут, вероятнее всего, всячески расширять рынок страхования КАСКО с телематикой, оптимизировать работу и учет данных от этой системы и создавать различные программы, более привлекательные для клиентов.
Все о телематике, или Удаленный доступ
Говорят, что интеллигентный человек — это тот, который может описать Анджелину Джоли, не водя руками по воздуху.
Не получается? Столь же сложно кратко объяснить, что такое телематика. Студент скажет, что это телекоммуникация плюс информатика. Но всё становится понятнее, если вспомнить, что автомобильная телематика — это дочка (или внучка?) противоугонки. Так вот, телематика — это своего рода навороченная противоугонка. Эдакий «Айфон» рядом с обычным телефоном.
Нужна ли телематика лично вам? Опять вспомню про «Айфон». Если вам достаточно просто разговаривать или обмениваться эсэмэсками, то он вам ни к чему. А вот если захочется перелистывать пальцем экранные страницы, рыться в Интернете, пользоваться навигацией, фотографировать и при этом слушать музыку, то обычного телефона для этих целей точно не хватит.
То же самое относится к телематике. Точнее, к телематическим охранным системам — последние новинки противоугонного мира называют так. И если вы хотите, чтобы эта самая охрана заодно обеспечивала навигацию, удаленную диагностику, мультимедийные функции, связь и что-то еще в этом роде, то новинка — для вас.
https://www.youtube.com/watch?v=Zjvm4G_6F50
Куда отнести все это — к игрушкам или к чему-то полезному?
Предположим, близкий вам человек «сломался» где-то вдали от дома и просит помочь. Но объяснить, куда он заехал, толком не может: что это за шоссе и где тут километровые столбы — без понятия… Зато вы сориентируетесь мгновенно, взглянув на экран любого подходящего гаджета, знакомого с Интернетом. Машина сама сообщает по каналу GPRS свои координаты, определяемые по GPS и ГЛОНАСС.
То же самое происходит и с целью профилактики. Телематический комплекс может подключаться к CAN-шине, постоянно собирая базу данных относительно всех нюансов поведения машины на дороге. В случае ДТП информация понадобится автостраховщикам и ГИБДД — всегда можно выяснить, был ли в момент аварии включен поворотник, как менялось ускорение, с какого момента тормозил водитель.
Всю подобную информацию машина выдает на сервер компании-производителя телематического комплекса, а оттуда она отправляется заинтересованным лицам, подключенным к системе, — в идеале это дилеры, страховщики, ГИБДД, скорая. Факт ДТП телематика может установить самостоятельно: встроенный акселерометр при ударе зафиксирует запредельные значения.
В любом случае координаты происшествия будут точно известны.
Черный ящик
Как все это устроено? Грубо говоря, телематический комплекс — это коробочка типа «черный ящик» плюс онлайн-сервис. Черный ящик — это своего рода мозг телематики, а онлайн-сервис — ее язык и уши. Мозг постоянно собирает информацию, какая ему только доступна, а язык доносит ее до заинтересованных сторон. Уши, в свою очередь, сообщают мозгу пожелания хозяина.
Технически это обеспечено примерно так. В упомянутой «коробочке» установлена симка, обеспечивающая обмен информацией по Сети самыми разными способами — от SMS и передачи данных по каналу GPRS до ой связи. При этом у вас должен быть также доступ к Сети — оптимальным вариантом является смартфон с операционной системой Android или iOS. Говорить при этом не нужно: команды подают нажатием кнопок. Разработчики уверяют, что подделать такое соединение в GSM-сети существенно сложнее, чем подменить SMS.
Понятно, что на время отсутствия сотовой сети возможность общаться с машиной пропадает — остаются только штатные брелочки. Но оповещения записываются в память устройства и передаются адресату при восстановлении подключения к сети.
Кстати о брелочках. Побочным эффектом от пришествия телематики является их грядущее вымирание. Кому они будут нужны, когда тот же смартфон уже стал чуть ли не предметом первой необходимости? А возможностей у него, мягко говоря, побольше. Да и экран посимпатичнее. С дальностью тоже все понятно: даже находясь где-то в Кейптауне или Канберре, вы всегда будете знать, что творится с вашей машиной. Никакому двустороннему брелоку это не по силам.
Само собой, данные с моего автомобиля я не хочу слать кому попало. На этот случай придуман «Личный кабинет» с кучей настроек. С другой стороны, заинтересованная организация, будь то автосалон, представительство автопроизводителя или ГИБДД, также являются пользователями телематического портала, и в своих настройках они указывают, какую информацию хотят получать от пользователей. Настройки портала позволяют гибко конфигурировать состав информации и список ее адресатов.
Нюансы определяет конкретный бренд фирмы-разработчика. Скажем, автосалон, продавший пользователю автомобиль, заинтересован в своевременном приглашении его на техобслуживание и пользуется сервисом «Напоминание о ТО». Ответственному менеджеру автосалона на его электронную почту приходят оповещения, когда пробег автомобилей приближается к заветному значению или подходит срок ТО по времени.
Интересную информацию найдут и страховые компании: их сотрудники на специальной странице портала могут узнать текущее значение пробега автомобиля.
Финансовые вопросы определяются конкретным разработчиком. Как правило, абонентская плата отсутствует. Пользователь оплачивает только трафик сотовому оператору. В комплект приобретаемого устройства входит сим-карта одного из операторов «большой тройки». Стоимость пользования зависит от типа трафика: дешевле всего GPRS (Интернет), чуть дороже — звонки и SMS. Обычно расход на трафик не превышает 100 рублей в месяц.
При этом пользователь свободен в выборе оператора — достаточно поменять сим-карту. Можно сказать, что телематический рынок не нов, поскольку коммерческие предприятия давно используют телематику для контроля расхода топлива и маршрута передвижения автомобилей. Новым является появление в телематике обратной связи для управления охранной системой и традиционных охранных возможностей.
Ложка дегтя
Есть ли от всего этого реальная польза? Да, безусловно. Скажу больше: других «охранок», я думаю, вскоре уже и не будет! Попробуйте сегодня отыскать на рынке телефон без фотокамеры — их практически нет. Так и здесь: телематика постепенно станет чем-то привычным. Как смартфон в руках школьника.
Теперь о ложке дегтя.
Если телефон предназначен исключительно для разговоров, то у «Айфона» эта функция второстепенная — на первом плане всякого рода развлекушки и полезняшки. То же самое, на мой взгляд, относится и к телематике: охрана автомобиля от угона стала чем-то неглавным. Более того, есть проблемы, которые, как мне кажется, уже дают о себе знать.
Речь о безопасности, ради которой все и затевалось. Тот же смартфон, научившийся фотографировать, стал слишком умным, освоив опцию автоматического резервного копирования данных в «облако». И стереть эти данные пользователь просто так не может. Я считаю, что это подарок для хакера. А если такое же «облако» появится у автомобилей? Вас обрадует мысль о том, что некто сможет все это как-то использовать? Производители говорят, что это невозможно, но я что-то не очень верю. А в Сети всё чаще появляется информация о том, как хакеры заставляют чужие машины подчиняться своим командам — примерно как в «Терминаторе‑3». Так что возможно всё!
Копаем дальше. Умная телематика способна при необходимости направить меня с машиной в ближайший сервис, где нас быстренько починят, заправят и подкрутят. Очень хорошо, но что-то подсказывает: в соответствующий перечень попадет далеко не каждый сервис, магазин или АЗС. Иными словами, мной обязательно начнут манипулировать. Это неприятно.
На моей машине никакой телематики сегодня нет. Что будет завтра, не знаю. Может быть, всё произойдет как бы само собой и телематика станет чем-то банальным и привычным. Как фильмы с Анджелиной Джоли.
Что такое телематика и «умное КАСКО». Обзор российских страховщиков
По прогнозам, к 2020 году в России будет продано два миллиона «умных» полисов автострахования. При этом уже сейчас достоинства телематики оценили 100 миллионов водителей по всему миру. Смысл «умного КАСКО» – в том, чтобы определить манеру вождения каждого владельца авто и в конечном счёте снизить цену полиса для самых аккуратных из них.
Разберёмся детальнее, кому и зачем может пригодиться услуга «умного» страхования в России и какие компании предлагают подобные услуги.
Кто в России работает с телематикой
«АльфаСтрахование». Компания позиционирует предложение как «Очень умное КАСКО». Сотрудники устанавливают телематическое устройство в автомобиль, после чего отслеживается манера вождения в течение 3-6 месяцев. В зависимости от результатов компания может снизить стоимость полиса КАСКО на величину до 55%.
К слову сказать, это самая большая скидка, которую предоставляют компании, указанные в статье.
«Либерти Страхование». На сайте компании можно найти страницу, где говорится, что если в вашем авто уже есть телематическое оборудование, компания готова предоставить скидку на полис КАСКО (размер скидки не указан).
Но на самом деле этой услуги больше нет – в последний раз она была активна в 2016 году.
«Ингосстрах». С этой компанией необходимо заключить договор страхования с опцией «М-Телематика». Компания бесплатно подключает телематическое устройство к автомобилю и также принимает в работу авто с уже подключенными устройствами. Договор заключается на три месяца, но при желании его можно продлить еще на три, чтобы был поправочный коэффициент к премии. За аккуратное вождение можно получить скидку до 30%, но только по риску «Ущерб» (ДТП, наезд на препятствие, разбитое стекло и так далее). На угон это не распространяется.
«Тинькофф Страхование». Здесь вам предложат на выбор четыре тарифа, каждый из которых дает свою скидку на месячный полис КАСКО. Тариф «S» сэкономит 35%, но только если вы проедете за месяц не более 500 км. Тариф «M» – 20% и 1000 км.
Тариф «L» даст скидку 10% при 1500 км в месяц, а «XXL» лишь 5% скидки, зато ездить можно без ограничений. Если вы проезжаете больше установленного лимита, то за каждый километр придется платить по отдельному тарифу, который рассчитывается в зависимости от модели авто.
А считывать эти километры будет устройство, который компания бесплатно установит вам. Кстати, скидки, как и в случае с «Ингосстрах», распространяются только на риск «Ущерб».
«Ренессанс страхование». Компания, как она сама пишет, предоставляет «отличный способ сэкономить до 50%» на страховании по полису КАСКО с телематикой. К сожалению, этот отличный способ распространяется строго на водителей до 35 лет, проживающих в Москве или Санкт-Петербурге. Если водители накопят за первые три месяца балл от 7,5 до 10, то компания вдобавок полностью отменит франшизу по КАСКО, а от 6,5 до 7,4 баллов – уменьшит ее в 2 раза.
«Согласие». Все стандартно: скидка максимум до 30% на полис, но есть одна деталь. Водителю придется платить 5300 рублей в год за обслуживание телематической системы. Не вполне понятно, что имеется в виду под «обслуживанием». Специалисты страховой компании также затруднились ответить на этот вопрос. Кроме того, по договору предусмотрена обязательная франшиза в размере 5% от страховой суммы, но не менее 25 тысяч рублей.
«Росгосстрах». 7 ноября 2017 года компания заявила о «скором запуске телематики». В настоящее время эта услуга не предлагается.
«Важно. Новое страхование» (СК «Независимость»). Компания предлагала установить телематические устройства автовладельцам для уменьшения стоимости полисов КАСКО. Но 21 ноября 2016 года была признана банкротом и не имеет права осуществлять страховую деятельность.
Телематика и страхование в цифрах
Согласно исследованию консалтинговой фирмы J’son & Partners Consulting, к 2020 году проникновение «умного» автострахования (по КАСКО) на российском рынке увеличится примерно на 50%. Это значит, что автовладельцы куда охотнее станут приобретать такие полисы.
Другая консалтинговая компания – Ptolemus Consulting Group – также предоставила отчет, согласно которому в России существенно возрастут продажи полисов по телематическому страхованию. Их исследование охватывает весь мир, но аналитики оформили отдельный график по странам Европы. Львиная доля от общего числа «умных» полисов приходится на Великобританию, Италию и Германию.
При этом Россия выделена в списке отдельно, поскольку ее доля также оценивается высоко. Если присмотреться, то в 2020 году аналитики спрогнозировали, что в нашей стране будет продано примерно 2 миллиона «умных» полисов.
Что касается Северной Америки, то компания Berg Insight собрала статистику и спрогнозировала, что в 2020 году страны этого региона продадут более 40 миллионов полисов телематического страхования. Прогноз по Азиатско-Тихоокеанскому региону подготовила компания Future Market Insights. Правда, в ее цифрах содержатся данные не конкретно о страховании, а обо всем рынке автомобильной телематики. Он принесет странам этого региона ежегодный доход в $50 млрд. Прогноз по темпам роста можно назвать сдержанным, но этого не скажешь о цифре дохода. Если смотреть на рынок страховой телематики глобально, то J’son & Partners Consulting считает, что он будет расти в среднем на 81%. Она прогнозирует, что в 2018 году услугами такого страхования будет пользоваться 107 миллионов человек по всему миру. Что касается страховых премий, рассчитанных при помощи телематики, то они также покажут существенный прирост.
Проблемы телематики в России
Как сообщает нам консалтинговая компания Ptolemus Consulting Group, наиболее популярные параметры, которые влияют на рейтинг вождения автовладельца (а, следовательно, и на скидку по полису страхования), – ускорение, торможение и пробег. Даже скорость движения оказалась вторичной. Не говоря уже о данных с различных блоков автомобиля, которые получает устройство, подключенное к OBD.
Адекватность оценки
Стоит ли говорить, что каждая страховая компания по-своему рассчитывает показатели ускорения? К тому же вряд ли кто из них захочет для удобства водителя повысить максимально допустимый темп разгона.
Руководитель проекта «Умное страхование» в компании StarLine (производит телематические устройства) Роман Шафеев о том, какие именно параметры считывает прибор.
«Телематические устройства оснащены акселерометрами, некоторые могут быть оснащены гироскопами. Сам прибор подключается к OBD-разъему в автомобиле. Он считывает показатели одометра, спидометра, параметры работы двигателя и информацию из других блоков авто.
Каждые 10 миллисекунд математический аппарат анализирует показания ускорений по трем осям, учитывая резкие торможения, ускорения и повороты. Фиксируются все отклонения от нормы. А при помощи актуальной карты дорожных знаков дополнительно анализируется превышение скорости», – сообщает Роман Шафеев.
Строгие ограничения Кто-то скажет, что нужно не лихачить и ездить медленно. Спешу «обрадовать»: превышение даже на 1 км/ч будет учитываться. Поэтому даже очень аккуратный и спокойный водитель рискует снизить свой рейтинг спокойной езды. Но здесь есть еще одна загвоздка: когда вы едете гораздо медленнее скорости общего потока, то автоматически становитесь не только эпицентром ненависти, но и источником аварийных ситуаций на дороге. Это к слову о том, что телематика призвана уменьшить аварийность.
Плохие дороги
А как насчет качества дорожного покрытия? Даже в городах-миллионниках российские автолюбители нередко сталкиваются с плачевным состоянием дорог. Вы едете спокойно, со скоростью 55 км/ч, дорога абсолютно пустая, но вдруг замечаете, что прямо на вашем пути зияет большая яма. Колеса терять не хочется, и вы спешно выворачиваете руль, чтобы избежать аварии. Поздравляю, вы совершили опасный маневр и понизили свой рейтинг.
Представьте себе, зима
Еще один момент: вы едете зимой по дороге, которые не чистят. Жители Москвы, возможно, удивятся, но не везде в России регулярно убирают снег с дорог. О том, чтобы покрывать их реагентами, в некоторых регионах даже речи не идет. Так вот, вы едете по гололеду. Впереди светофор, который сменил цвет на красный. Вы жмете на тормоз, колеса слегка шлифуют ледяную поверхность, срабатывает ABS, и вы благополучно останавливаетесь перед стоп-линией. Думаете, ничего не произошло? Как бы не так – вы только что применили экстренное торможение, сработала система антиблокировки колес, и вам понизили рейтинг.
Неточность данных
Доходит до курьезов. Дело в том, что телематические устройства оснащены датчиками GPS и ГЛОНАСС. Но спутниковая навигация порой не отличается точным определением координат. И некоторые владельцы, проснувшись рано утром, включают приложение на смартфоне и обнаруживают, что их автомобиль сам по себе катался по крайне странному маршруту – по газонам, гаражам, крышам домов… Да, оказывается, датчики сами по себе могут врать из-за сбоев или технических особенностей.
Финансовая сторона вопроса
Предположим, вы очень спокойный, рассудительный и внимательный водитель. Вы хотите приобрести полис «умного» страхования. Что же мешает вам это сделать? Все дело в том, что, почитав условия, вы поймете, что выгоды здесь не так, чтобы очень много. «При всей заманчивости таких страховых программ, по нашим исследованиям, финансовая выгода для клиента не является очевидной. Разница в стоимости обычного полиса КАСКО и умного телематического полиса не существенна, а у некоторых страховщиков такие полисы стоят заведомо дороже. Также, по нашим оценкам, страховые агенты пассивны в предложении клиентам смарт-полисов КАСКО. Это связано с тем, что программа смарт-полисов относительно новая, модель страховых рисков находится на стадии формирования, происходит накопление статистики для построения адекватной скоринговой модели. В связи с этим страховщики завышают цену полиса, чтобы нивелировать непредвиденные риски», – заявляет Роман Шафеев.
Что в итоге?
Подобных примеров можно найти немало. И как бы ни хотелось верить в статистику именитых исследовательских компаний, в России есть определенные факторы, которые мешают распространению телематики в страховании. Даже если отбросить факторы плохих дорог и неадекватных датчиков, главное, что останавливает автовладельцев от покупки КАСКО – стоимость.
России нужны принципиально новые продукты, с выгодным для клиента тарифообразованием и не пытающиеся сильно ограничить водителя. Только тогда 10 миллионов российских автомобилистов, отказавшихся от добровольного страхования, захотят застраховать свое авто снова.
- умное страхование
- каско
- телематика
- автомобили
- авто
Хабы:
- Автомобильные гаджеты
- Транспорт
Что такое телематика и зачем она вам нужна?
Телематика в целом — довольно размытый и общий термин, который применяется не всегда корректно, объясняется и употребляется на собственное усмотрение различными источниками.
В рунете и западном сегменте интернета, в различных медиа телематику приравнивают к телекоммуникациям или их части, расшифровывают как симбиоз телекоммуникации и информатики или переводят с греческого как «удаленное (теле) действие (матика)».
Михаил Климов
Телематика в историческом смысле — это перевод télématique, слова, придуманного французскими авторами Simon Nora и Alain Minc в их докладе 1978 года «L’informatisation de la Societe», в котором прогнозируется влияние технологий на общество. Авторы описывают телематику, как передачу информации с помощью телекоммуникаций.
В англоязычной Википедии утверждается, что оригинальное широкое значение телематики по-прежнему используется в академических областях, но в коммерции это в настоящее время обычно означает телематику транспортного средства. Однако, на практике это не совсем так. Можно сказать, что термин «телематика» применяется, чтобы описать комплексное использование телекоммуникационных и информационных технологий для передачи, хранения и получения информации с телекоммуникационных устройств на удаленные объекты по сети.
Многие источники указывают телематику применимо только к автомобильной промышленности, не разделяя сферы её применения. В ответе на вопрос, что такое телематика — сообщают, что это система мониторинга управления автомобилем. Действительно, свое современное развитие термин «телематика» получил, преимущественно, в связи с мониторингом по GPS коммерческих автопарков и Usage-Based Insurance, то есть страхованием, основанным на сборе данных о том, как, где и когда используется машина. Однако, применением в автомобильной отрасли телематика не ограничивается. Согласно русскоязычной Википедии, и это очевидно, существуют следующие разделы телематики:
- Транспортная телематика
- Автоматизация зданий
- Телематика услуг
- Телематика здоровья (телемедицина).
- Образовательная телематика (дистанционное обучение).
- Телематика безопасности.
Сюда же можно отнести и решения по мониторингу загрязнения воды и воздуха. Более того, применение телематики еще шире и ограничивается лишь человеческой изобретательностью и потребностями. Например, уже сегодня некоторые российские операторы мобильной связи предлагают тарифы, разработанные под технологии телематики, которые предназначены для использования в оборудовании класса M2M (Machine To Machine).
Такое оборудование позволяет обмениваться информацией между различными устройствами без участия человека. Применяется для защищенного сбора и передачи данных с объектов, находящихся под охраной, систем складского учета, лифтов, счетчиков, датчиков, POS-терминалов, банкоматов, навигационных систем и других удаленных устройств.
Информация передается в центр контроля и обработки данных, при этом транспортом служит мобильный интернет (технология EDGE/GPRS), ой канал передачи данных (технология CSD) или SMS.
Таким образом, из-за постоянно расширяющегося применения технологий телематики, при употреблении термина «телематика» относительно транспортной отрасли — необходимо конкретизировать его принадлежность к ней и указывать, как, например, автомобильная или транспортная телематика.
Что такое автомобильная телематика?
Это так называемая технология «black box» — сбор и передача по беспроводной сети в режиме реального времени данных с устройства, размещенного в транспортном средстве. Данные размещаются на сервере, собравшей их компании для обработки и хранения. Это может быть различная информация, например, стиль вождения, время использования, маршруты, местоположение, функциональное состояние транспортного средства.
Доступ к данным может осуществляться в том числе и с мобильных устройств. Информация передается и в обратном порядке, со смартфона на сервер, а оттуда на устройство в автомобиле, что позволяет использовать его не только для сбора данных, но и для управления определенными функциями автомобиля. Телематическое устройство может содержать модули GPS, ГЛОНАСС, а также SIM-карту для передачи данных.
Такая схема обмена информацией позволяет предложить массу услуг, как автовладельцам и автопроизводителям, так и транспортным и страховым компаниям. Например, General Motors Corp. впервые популяризировала автомобильную телематику с системой OnStar. Схожие разработки есть и в России. В «Лаборатории Умного Вождения» разработано и производится устройство под названием «Элемент» с довольно широким функционалом.
«Элемент» подключается к диагностическому разъему автомобиля и способен проводить удаленную диагностику автомобиля, собирать данные о стиле вождения и ДТП в реальном времени и дистанционно обновляться.
Кроме того, подключение позволяет дистанционно управлять автомобилем со смартфона, а также оптимизировать расходы на страховку, благодаря приобретению полиса КАСКО, в котором страховые выплаты будут рассчитываться индивидуально, на основе пробега и других факторов, например, аккуратности вождения.
С помощью этого же оборудования возможно использование телематики бизнесом в коммерческих целях, таких как мониторинг автопарка, скоринг для умного страхования и т.д.
В то же время некоторые устройства автомобильной телематики функционально не более чем GPS-маяки. Они рассчитывают скорость машины, как прирост расстояния, пройденного за единицу времени, на основе изменения координат при перемещении.
Ускорение они рассчитывают, как изменение скорости за единицу времени. При этом не учитывается рельеф местности и показатели спидометра. Такие устройства значительно проигрывают тем, которые получают информацию от бортового электрооборудования автомобиля — она является более точной и полной.
Дополнительные возможности автомобильной телематики
Допустим, вы забыли ключи от автомобиля внутри него, с телематикой вы можете открыть двери авто, через мобильное приложение. В дополнение к GPS, Wi-Fi и мобильные сети, будь то 3G, 4G или предстоящие 5G — могут использоваться для облегчения связи между автомобилем и приложением в вашем смартфоне.
Более быстрые беспроводные сети обеспечивают более продвинутые встроенные сервисы, такие как обновления прошивки автомобиля — задача, которая ранее требовала посещения автосалона, многопользовательские точки доступа Wi-Fi и потоковое видео для пассажиров.
Телематика используется и в новых транспортных отраслях, таких как каршеринг. Например, компания Zipcar (краткосрочная аренда автомобилей с самообслуживанием), применяет бортовые сетевые сервисы, позволяющие выставлять цены на основе анализа резервирования и использования авто. Приложение Zipcar для iPhone позволяет подать сигнал клаксоном для обнаружения автомобиля и открыть его двери.
Автомобильная телематика, как и весь «интернет вещей» переживает бурное развитие и в ближайшее время мы увидим расширение возможностей, вариантов применения, а также взаимную интеграцию умных устройств. Умный дом, холодильник или автомобиль окончательно перейдут из раздела «игрушек для гиков» в бытовую необходимость.